Значение слова душа

Синодальный перевод использует слово «Д. » для передачи древнеевр. Множество контекстуальных значений, в к-рых используется в корпусе древнеевр. Кроме того, слово в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» - Значение слова душа 5. Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу своюкак ад» Авв 2. Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души? Кроме того, в этом смысле Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Значение слова душа собора Княгина мон-ря. Мастер Марк Матвеев Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского значение слова душа Княгина мон-ря. Наиболее очевидным примером употребления древнеевр. То же значение подразумевается, когда речь идет о том, как покидает умирающего. Об умирающей Рахили говорится: «выходила из нее душа » Быт 35. Подобную ситуацию описывает прор. Иеремия: «Лежит значение слова душа изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» - Иер 15. На основании этих примеров можно предположить, что и в рассказе значение слова душа том, как прор. Илия вернул к жизни сына вдовы в Сарепте Сидонской, речь идет именно о возвращении дыхания: «И значение слова душа над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» 3 Цар 17. В том же значении это слово используется и в составе выражения букв. Представление о дыхании как об источнике жизни отражено в библейском повествовании о сотворении человека, где появление человека в качестве «души живой» описано как результат дарования значение слова душа Богом «дыхания жизни» - Быт 2. На основе этого значения возникли метафорические выражения букв. Наконец, контексты, ставящие в подчиненное положение по отношению к кровьсчитаются отражением предания о том, что не дыхание, а кровь есть источник жизни «душа тела в крови» - Лев 17. В ряде случаев древнеевр. Значение слова душа позволяет входящему в чужой виноградник есть ягоды «досыта», значение слова душа хочет душа» Втор 23. В этом значении не значение слова душа естественное стремление к насыщению пищей, но и вообще всякое сильное желание, требующее удовлетворения. Так, желание отомстить уходящим из Египта евреям фараон надеется утолить, догнав и уничтожив их: «насытится ими душа моя» Исх 15. В молитве праведник просит Бога избавить его от «произвола» и «воли» врагов Пс 26 27. «с жадностью», «по произволу» Пс 16 17. Пророк, обвиняя Иерусалим в грехах, говорит ему от лица Бога, что он отдан «на произвол ненавидящим» его Иез 16. Желание, обозначаемое словом не всегда имеет негативное содержание. В ряде контекстов оно нейтрально Втор 21. К этой значение слова душа группе контекстов относятся и содержащие выражения: «если вы согласны», букв. В контекстах, где слово обозначает субъект желаний, стремлений или различных эмоциональных состояний, оно в наибольшей степени соответствует рус. Ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя» Мих 7. Значение слова душа отличием этой части употреблений слова от тех, в к-рых оно имеет значения «желание», «стремление», состоит в том, что в данном случае им называется не само желание или стремление, но некий элемент природы, с которым риторически отождествляется тот, кто желает и стремится. В этом значении может относиться и к животным: «Праведный печется и о жизни скота своего» букв. Изображение гонимой души прор. Миниатюра из Киевской Псалтири. Миниатюра из Киевской Псалтири. Во множестве оттенков этого значения употребляется в устойчивых сочетаниях с различными образованиями от корня «быть горьким». Такие выражения часто описывают внутренние страдания человека, вызванные несправедливым отношением др. Об Анне, жене Елканы и буд. Самуила, сказано, что, будучи бесплодной, «она была в скорби души» букв. Елисей говорит своему слуге Гиезию о женщине, у к-рой умер сын, что «душа у нее огорчена» букв. По словам Иова, значение слова душа такого состояния может быть и действие Бога: «. К Давиду, скрывающемуся от гнева Саула в пещере Одолламской, собрались «все притесненные и все должники», а также «все огорченные значение слова душа - 1 Цар 22. В Книге Иова человек, умирающий «с душою огорченноюне вкусив добра» Иов 21. Значение слова душа же значение слова душа может означать раздражение и злость. Обращаясь к Авессалому, Хусий говорит о воинах Давида, что они «храбры и сильно раздражены» букв. После нападения амаликитян на г. Секелаг, закончившегося разорением города и пленением мн. О причинах, побудивших к этому жителей Секелага, повествователь говорит: «. В ряде метафорических высказываний о скорби, страдании, отчаянии и печали выступает в качестве субъекта этих состояний. Иеремия говорит о «плачет» от значение слова душа Пс 118. Рассуждая о жизни человека, Иов говорит, значение слова душа «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» т. «рыдает», «плачет», «скорбит» - Иов 14. Ему же принадлежат слова: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Значение слова душа реже встречаются высказывания о положительных эмоциях, испытываемых Знание «приятно» ей Притч 2. В характерных для поэтических текстов описаниях взаимоотношений человека и Бога место человека иногда занимает его Господь «веселит» ее Пс 85 6. Она же надеется на Него Пс 32 33. Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его к Дине» Быт 34. Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» - Песн 1. Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Значение слова душа говорится: «. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» Втор 13. Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность »- говорит, обращаясь к Творцу, значение слова душа Пс 62 63. Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» Иер 12. К этой же группе значений относятся случаи употребления слова в составе устойчивого выражения «всей душой»: «. В большинстве употреблений обозначает факт или состояние существования живого существа как противоположность угрозе жизни, болезни или смерти и в этом смысле соответствует рус. В таком значении употребляется в контекстах, где речь идет о сохранении, спасении жизни, а также об угрозе, значение слова душа или о гибели. Часто спасение прямо противопоставляется смерти. Теми же словами прор. Нафан сообщает Саломии об угрожающей ей и ее сыну опасности: значение слова душа, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона» 3 Значение слова душа 1. В словах Иова следствием избавления от смерти является жизнь : «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» Иов 33. Согласно Книге Притчей Соломоновых, соблюдение заповедей равнозначно сохранению тогда как нарушение их ведет к смерти: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет - умрет » Притч 19. » 1 Цар 20. Эта же идея выражается синонимичными оборотами «подстерегать душу»«нападать на душу» и др. Такие выражения характерны для Псалтири, пророческих книг и лит-ры Премудрости, напр. Встречаются они также и в исторических текстах. Так, Давид говорит Саулу: «Отец мой! В значении «жизнь» слово употребляется в выражении «душу за душу»используемом в различных формулировках закона талиона jus talionis. Причем словом в таких случаях может называться как жизнь человека, так и жизнь животного: «Если выступит против кого свидетель несправедливый. Смысл этого значение слова душа раскрывается в притче о 2 братьях, один из к-рых убил другого, после чего их сородичи стали требовать исполнения закона значение слова душа отношении убийцы и, придя к матери этих братьев, сказали: «отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил. » 2 Цар 14. Идея убийства, лишения жизни, передается посредством образного выражения «взять душу» : «Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен,- то, когда придет меч и отнимет у кого значение слова душа них жизньсей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража» Иез 33. Спасающийся в пустыне от гнева Иезавели прор. Значение слова душа просит Бога о смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою» - 3 Цар 19. И на вопрос Бога: «Что ты здесь, Илия? Человек скорее сам является Особенно часто в этом значении слово употребляется в юридических формулировках в качестве максимально обобщенного наименования главного участника описываемой ситуации, к к-рому применяется соответствующее значение слова душа, напр. Прямыми соответствиями используемых при этом формальных выражений и в старовавилонских правовых документах являются аккад. То же значение слово приобретает в оборотах, применяющихся для указания на количество людей: «В значение слова душа год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души» Иер 52. В таких высказываниях может относиться как к людям, так и к животным: «. Дальнейшим развитием этого употребления является постепенная утрата словом первоначального лексического значения использование его в качестве эквивалента различных местоимений. Так, в значение слова душа «всякий», «каждый»: «. Олень у источника - олицетворение души, алчущей Бога. Миниатюра из Киевской Псалтири. Миниатюра из Киевской Псалтири. Такое употребление, не выводимое очевидным образом из основных значений слова не получило удовлетворительного объяснения в научной лит-ре. Нек-рые исследователи предполагают, что это эвфемизм, употреблявшийся во избежание необходимости произносить действительные имена предметов, вызывающих осквернение Westermann. Отраженные в иудейской лит-ре периода Второго храма представления о Ясных свидетельств о существовании идеи соединения Более четко выражены представления о судьбе В то же время очевидно, значение слова душа, согласно представлениям авторов этого текста, В текстах этого периода впервые появляются высказывания, свидетельствующие о существовании идеи Воскресение понимается как воссоединение Описания представлений о По его словам, ессеи верили в существование бессмертной, состоящей из тончайшего «эфира» После смерти души праведников пребывают «по ту сторону океана», а души грешников - в аду. Также значение слова душа фарисеи, согласно его описанию, считали все души бессмертными, но способность к воссоединению с телом усваивали только душам праведников. Наконец, саддукеи, по Иосифу Флавию, не верили в жизнь В то же время представления о Напротив, иудеи диаспоры, находясь в окружении эллинистической культуры, усваивают распространенные в ней идеи. Значение слова душа центр природы человека, его подлинное «я» В глазах неразумных они казались умершими. Ангелы увозят ее на небо в светящейся колеснице Vita Adam et Evae. Наиболее развитое учение о Однако только человек наделен «особым умом» νοῦς ἐξαίρετοςк-рый и есть И только благодаря этой дарованной ему Богом Сущностью οὐσία чувственной значение слова душа Это дыхание является отблеском ἀπαύϒασμα Божественной природы μακαρίας κα τρισμακαρίας φύσεως - De spec. IV 123Божественной частицей ἀπόσπασμα θεῖον - Leg. III 161поэтому высшая часть Синодальный перевод НЗ передает словом «Д. Состав значений, в которых это слово используют новозаветные авторы, в значительной степени определяется языком Септуагинты, где греч. Наиболее часто словом «Д. » в НЗ называется жизнь человека в ее различных проявлениях. Как естественная жизнедеятельность она нуждается в пище и питье: «. Как возможность существования она может подвергаться опасности, быть отнята, спасена или отдана. Сын Божий жертвует Своей жизнью во имя спасения человека: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу δοῦναι τὴν ψυχήν Свою для искупления многих» Мк 10. «Отдать душу» значит также посвятить свою жизнь полностью чему-либо или кому-либо. Об апостолах Варнаве и Павле в Деяниях св. Апостолов говорится, что они предали «души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» Деян 15. В таких контекстах о ψυχή нередко говорится как о чем-то малозначащем или даже достойном презрения и ненависти в сравнении с тем, чему она приносится в жертву. В соответствии с ветхозаветным словоупотреблением выражение «искать душу» имеет значение «стремиться убить»: «. Сопоставляя вопрос Спасителя: «. При этом в словах Спасителя жизнь ψυχή приобретает более широкое значение, не ограниченное физическим существованием, как предполагает обыденное понимание этого слова. Речь идет о дарованной Богом человеку в творении и утраченной в грехопадении полноте бытия, к-рую Сын Божий пришел восстановить: «. Подлинная жизнь, как она была задумана Богом, является высшим благом и не тождественна обладанию здоровьем или богатством Мк 8. Она не ограничена смертью, и найдет εὑρήσει - Мф 16. Поэтому словам Евангелия от Марка, где речь идет о Положить конец дарованной Богом полноте бытия человек не в силах, это возможно тольку Самому Творцу: «. Как и в ВЗ, у новозаветных авторов В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: значение слова душа. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые значение слова душа души ἀνασκευάζοντες τὰς ψυχὰς » братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» Деян 15. В этом значении ψυχή может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому значение слова душа душа Моя» Мф 12. В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «. Любовь к Богу значение слова душа хвала Ему также совершаются в Богородицы благодарение Богу выражено словами: «. В той же мере Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» Мк 14. Но на сей час Я и пришел» Ин 12. Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике. Апостол нередко употребляет термины и формулировки оппонентов, приспосабливая их к значение слова душа аргументации. Поэтому, сохраняя в целом характерное для иудейской традиции понимание антропологических терминов, он иногда использовал смыслы, более свойственные эллинистической культуре. Павла ψυχή может означать жизнь человека в ее внешних проявлениях, жизнь, к-рая может подвергаться опасности и быть утрачена, а также самого человека. По словам апостола, Епафродит «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь ψυχήν » Флп 2. Илии в Рим 11. В 1-м Послании к Фессалоникийцам он пишет: «. В том же смысле в Посланиях к Ефесянам и к Колоссянам формулируются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим. Поддержание и сохранение жизни также требуют усилий и помощи со стороны. Павла, Акила и Прискилла «голову полагали» за его Выражение «всякая душа» πᾶσα ψυχή ап. Павел использует в значении древнеевр. «всякий человек» или «все люди»: «Скорбь и теснота всякой душе ἐπ πᾶσαν ψυχὴν человека, делающего злое. В высказывании: «Бога призываю во свидетели на душу мою. Характерной особенностью Посланий ап. Павла в отношении использования слова ψυχή является отсутствие примеров его употребления в значении «Д. » как элемента природы человека, в к-ром продолжается его жизнь после смерти тела. Даже рассуждая о буд. Галерея икон, Охрид Христос-Душеспаситель. Галерея икон, Значение слова душа К случаям, в к-рых ап. Павел отступает от ветхозаветной традиции употребления слова ψυχή и его производных, относятся выражения μιᾷ ψυχῇ, σύμψυχοι, ἰσόψυχος в синодальном переводе «единодушно» Флп 1. Эти слова встречаются только в Послании к Филиппийцам, в дальнейшем ап. Термин «душевный» ψυχικόςк-рый ап. Павел употребляет в 1-м Послании к Коринфянам 1 Кор 2. Павел использует это слово окказионально, значение слова душа его, как предполагается, из лексикона оппонентов, строго противопоставлявших «душевное» и «духовное», чтобы опровергнуть их с помощью их же аргументов Jewett. Так же объясняется и значение слова душа нехарактерной для ап. Павла трихотомии в 1-м Послании к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 1 Фес 5. В этой формулировке ап. Павел, подытоживая основные темы Послания освящение - 1 Фес 4. Духа - 1 Фес 1. В Послании к Евреям ψυχή - центральный элемент природы человека, его истинная жизнь перед Богом, достигающая Суда и воскресения и не прекращающаяся со смертью тела. Ей надлежит непоколебимо «стоять в вере» Евр 10. Человеческая природа в ее полноте познается Словом Божиим, проникающим «до разделения души и духа, составов значение слова душа мозгов» и судящим «помышления и намерения сердечные» Евр 4. Авторы Соборных Посланий обычно говорят о Возможность спасения имеет основание в Крестном подвиге Сына Божия, и Он Сам заботится о Препятствуют спасению плотские похоти, восстающие на Эта книга НЗ отличается разнообразием в употреблении слова ψυχή. Только здесь встречаются примеры использования этого слова по отношению не к человеку, а к животным: «И умерла третья часть одушевленных тварей τὰ ἔχοντα ψυχάςживущих в море. Так же уникальны высказывания, в которых ψυχαί - это души мучеников за веру, требующие от Бога мести за свои страдания Откр 6. Наконец, ψυχή - это жизнь, к-рую победившие клеветника кровью Агнца «не возлюбили даже до смерти» Откр 12. System der biblischen Psychologie. The Christian Doctrine of Man. Der Begriff der nefeš in der heiligen Schrift des Alten Testament: Ein Beitr. Blut, Leben und Seele. Padeborn, 1930; Janse De Mensch als Levende Ziel. Culmeborg, 1933; Dussaud Значение слова душа. Het Begrip Nefesi in het Oude Testament. Das Menschenverständnis des Alten Testaments. ATANT; 4 ; Snaith The Distinctive Ideas of the Old Testament. Das Bild vom Menschen in biblischer Sicht. Mainz, 1947; Köhler L'Homme dans l'Ancien Testament. Body and Soul: A Study on значение слова душа Christian View of Man. Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead: The Witness of the New Testament. The Living Soul: A Study of Meaning of the Word nefeš in the Old Testament Hebrew Language. Helsinki, 1958; Dubarle Nèphèsh: Histoire de l'âme dans la révélation d'Israël au sein des religions proche-orientales. Études d'histoire et de philosophie religieuse; 50 ; idem. Rûach: Le souffle dans l' Ancien Testament. Man: The Image of God. Adam und seine Nachkommen: Der Begriff der «Korporativen Persönlichkeit» in der Heiligen Schrift. Köln, 1962; Croatto L'emploi métaphorique des noms de parties du corps en hébreu et en akkadien. The Vitality of the Individual in the Thought of Ancient Israel. Cardiff, 19642; Kammenhuber ᾿Ανθρωπολοϒία τῆς Παλαιᾶς Ϫιαθήκης. Sein Leben bewahren: PSYCHE in den Herrenworten der Evangelien. The Body: A Study of Pauline Theology. Fleisch, Geist und Seele im Pentateuch. SBS; 19 ; Peursen Body, Soul, Spirit: A Survey of the Body-Mind Problem. Geist und Materie in biblicher Sicht. SBS; 25 ; Gelin L'homme selon la Bible. Paul's Anthropological Terms: A Study of Their Use in Conflict Settings. Leiden, 1971; Wolff Psychophysischer Sprachgebrauch im AT. Helsinki, 1983; Seebas Der Güter Gefährlichstes, die Sprache, dem Menschen gegeben? Spuren des hebräischen Denkens. Menschenbild in Bibel, antikem Judentum und Koran: FS Deine Gnade ist besser als Leben Ps 63. Характерные черты учения о Это объясняется своеобразием и недостаточной развернутостью библейского учения о В этот период было написано значительное число специальных сочинений о «Περ ψυχῆς» О душе мч. Александрийского, «Μὴ προϋπάρχειν τὴν ψυχὴν τοῦ значение слова душа О том, что душа не существует прежде тела; PG. Из сохранившихся сочинений наиболее важны: большой трактат Тертуллиана «De anima» О душе - PL. II 8а также часть соч. Отдельные вопросы, относящиеся к Патарского Олимпийскогои др. В сочинениях доникейских богословов сформировался круг вопросов, возникающих при попытке построить христ. Свидетельство о полноте осознания сложного комплекса проблем, связанных с учением о По словам Оригена, в первые 3 века церковное учение о происхождении Прежде всего часто смешивались 2 разных вопроса: происхождение По 1-му вопросу большинство авторов придерживались библейского учения Быт 2. Адама, так же как и тело, была сотворена непосредственно Богом Iust. При этом наблюдаются определенные различия в понимании образа творения Многие полагали, что Иустин Философ говорил, что «изваяние» τὸ πλάσμαсозданное Богом, т. Ириней Лионский также утверждал, что «в Адаме дыхание жизни aspiratio vitae от Бога, соединившись с созданием, одушевило человека и показало его разумным существом» Iren. Ибо именно здесь, как говорят, находится ведущее начало, и через органы чувств душа вошла в первозданного» Clem. Тертуллиан отмечал, что Бог сначала создал тело человека из земли, а затем вдунул в него Ориген, ошибочно учивший о предсуществовании Адама, затем из земли образовано его тело, и после этого в него вдунута уже существовавшая В различных гностических системах см. Так, Валентин и его последователи полагали, что тело человека «перстный человек» было сотворено злым демиургом из материи, «душевный человек» произошла от «вдуновения» de adflatu душевной сущности того же демиурга, значение слова душа дух «духовный человек» - эманация духовной сущности πνευματικὴ ἀπόῤῥοια последнего эона плеромы - Премудрости-Ахамот Iren. Арнобий, также находившийся под влиянием гностицизма, пришел значение слова душа выводу, что человек сотворен не высшим Богом, но каким-то «другим родителем» alter genitor из «средних кругов», скорее всего ангелом, поскольку несовершенная и двойственная природа II 31, 36, значение слова душа. Не меньшее разнообразие богословских мнений наблюдается в вопросе о происхождении индивидуальных В доникейский период были выработаны 3 основных значение слова душа к решению этого вопроса:и Теорию предсуществования Эту теорию разделяли также александрийцы - Климент, Ориген и. Высказывания первого о происхождении По всей видимости, Климент Александрийский полагал, что неразумная животная Более ясно учил о предсуществовании Ориген: прежде творения видимого телесного мира Бог сотворил полноту бестелесных разумных существ - чистых духов, или умов πνεύματα, νόες καθαροίчасть к-рых по причине охлаждения их любви к Богу и свободного отпадения от Него стали душами ψυχαίт. «охлажденными духами», нуждающимися для значение слова душа в различных телах Orig. II 30; XX 7. После Оригена учение о предсуществовании Но уже в то время это учение стало рассматриваться как нецерковное и еретическое, поскольку в значение слова душа искажается библейское учение о сотворении человека и воспроизводятся языческие философские идеи Iren. Защита мнения о предсуществовании Традуционизм - учение о передаче Это учение разделял Тертуллиан, к-рый отвергал платоновский спиритуализм и придерживался стоического учения о телесности То, что, по свидетельству Свящ. Тем самым роду человеческому был передан обычный способ размножения propagandi formaпри к-ром Евы была скорее «отростком» tradux Адама, чем заново сотворена Богом Ibid. Помимо Тертуллиана, в доникейский период традуционизм не получил сколь-нибудь широкого распространения. В ограниченной форме традуционизм разделял Климент Александрийский, к-рый полагал, что через телесное семя передается только животная В трактате «De origine animarum» О происхождении душпринадлежащем неизвестному автору, но приписывавшемся блж. В доникейский период возникла и критика традуционизма как противоречащего христ. Значение слова душа распространенной теорией происхождения душ в этот период стал креационизм - учение о том, что Ириней Лионский утверждал, что «каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие per artem Deiтак получает и свою душу» Iren. Отдельные высказывания Климента Значение слова душа о происхождении разумной Наиболее ясное выражение креационизм получил у лат. Лактанция, к-рый считал, что в отличие значение слова душа тела не только Адама, но и всякая При этом Лактанций уточнял, что Некоторые доникейские богословы, в частности свт. Мефодий Олимпийский, колебались между традуционизмом и значение слова душа, видя недостакти как первой, так и последней позиции см. В вопросе о Нек-рые из них различали Иустина Философа, к-рый отличал Дух, поскольку первый присущ всем Дух украшает только Иустина Татиан различал 2 вида духов, из к-рых один низший и называется Духу и к-рый Бог дал твари, как человеку - Климент Александрийский различал разумную Иное различие между Ириней Лионский, согласно к-рому «совершенный человек состоит из трех - плоти, души и духа, из которых один, т. Ириней отождествлял этот дух с Духом Божиим Spiritus Dei значение слова душа Духом Отца Spiritus Patrisт. Духом, Который в отличие от Иногда он рассматривал Значение слова душа, утверждал, что человек состоит из тела, Гностики, в частности Василид и Исидор, предполагали наличие в человеке 2 душ - доброй и злой - и множества духов см. Душа Богоматери в руках Христа. Фрагмент иконы "Успение Богоматери". КМБЗ Душа Богоматери в руках Христа. Фрагмент иконы "Успение Богоматери". При выяснении природы или сущности Многие из них на основании кн. Гностики прямо учили о Иустину Философу трактате «О воскресении» значение слова душа христиане, к-рые рассматривали До своего обращения мч. Иустин придерживался такого взгляда Idem. II значение слова душа«дыхание Божие» flatus Dei - Idem. Тертуллиан утверждал даже, что человек «не просто создан разумным Творцом, но одушевлен из Его сущности» Idem. Однако эти и подобные им неточные выражения не означают, что Тертуллиан, подобно гностикам или стоикам, рассматривал Климент Александрийский и Ориген также учили, что Согласно Оригену, сущность разумной III 40; VI 71; VII 66; VIII 32. Согласно Мефодию Олимпийскому, Бог сотворил ἐτεκτήνατο, букв. Важнейшим свойством человеческой Сомнения в отличии разумной II 16, 25; III 16. Согласно Клименту Александрийскому, способность «стремиться от самой себя» ἐξ αυτῆς ὁρμᾶν составляет саму природу I значение слова душа II 13; Iren. Ириней отмечали, значение слова душа Среди доникейских богословов встречаются сторонники как бестелесности, так и особой, тонкой телесности II 13Климент Александрийский Clem. Мефодий Олимпийский и Арнобий Arnob. II 26, 30-32, 35. Мефодию Олимпийскому, только Бог по природе бестелесен и невидим, а Климент Александрийский, высказывания к-рого по этому вопросу весьма противоречивы, утверждал, что Лактанций полагал, что Наиболее полно учение о телесности Ириней, также полагавший, что души обладают телом и телесным обликом Iren. Подобного мнения, по-видимому, придерживался Арнобий, полагавший, что природа человеческих «неопределенна и двойственна», так что они не бестелесны, значение слова душа Бог и ангелы, но и не обладают столь грубой телесностью, как тела, в к-рые они заключены, как в оковы Arnob. II 13, 26, 31. Критика представления о телесности Не менее распространено среди доникейских богословов и представление о бестелесности По мнению автора «Послания к Диогнету» см. Иринея Лионского и Климента Александрийского также указывают на бестелесность Климент утверждал даже, что учение о телесности Ориген видел, в частности, в ее способности умственно созерцать невидимые предметы и бестелесные вещи, мысленно преодолевать пространство и время, изучать различные науки искусства, наконец, познавать природу бестелесного Бога Idem. Кроме того, по учению Свящ. Писания, как его понимает Ориген, то, что в человеке сотворено по образу Божию, т. Вместе с тем Ориген полагал, что Согласно Оригену, если в этой жизни Ориген развивал также теорию «духовных органов» Поэтому, считал Ориген, Писании говорится о Критика представления о бестелесности По значение слова душа автора «Послания Диогнету», Климент Александрийский учил, что невидимы не только разумные VI 71; VIII 32. Феофил Антиохийский отмечал, что Вместе с тем многие авторы, приписывавшие Еще одно свойство Большая часть доникейских богословов признавала бессмертие II 9Новациан Novat. II 1; III 9. Автор «Послания Диогнету» утверждал, что «бессмертная душа обитает в смертном жилище» Diogn. II 9 и свт. VI 1 указывали, что бессмертие составляет важнейшую черту образа Божия в По мнению Лактанция, поскольку Бог вечен, значение слова душа и Значение слова душа. Вместе с тем мн. Ориген, признавая бессмертие Писания, где говорится о смерти В связи с этим он различал 3 вида смерти: обычную смерть - прекращение существования; «блаженную смерть» - смерть для греха и «смерть для Бога» - жизнь во грехе. Представление о смертности Татиан, находившийся под влиянием гностицизма, также полагал, что «сама по себе καθ᾿ αυτήν не бессмертна, но смертна θνητή ; однако она может и не умирать. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время» Tat. Климент Александрийский, учивший о бессмертии высшей, значение слова душа По сообщению Евсевия Кесарийского, значение слова душа III в. Вероятно, это представление было связано с указанием Свящ. По этому значение слова душа в Аравии был созван Собор, на к-рый был приглашен Ориген, изложивший свои возражения и убедивший «тнитопсихитов» отказаться от их заблуждения Euseb. Арнобий, испытавший влияние значение слова душа, полагал, что II 26, 35 ; поэтому, попав в геенну, Наконец, Климент Александрийский отмечал еще одно свойство В этом вопросе среди доникейских богословов также наблюдается большое разнообразие взглядов. Уже Татиан замечал, что У Климента Александрийского встречается 3 различных деления Во-первых, он говорил, что у Во-вторых, он следовал классическому платоновскому делению Климент называл также «ведущим началом души» τὸ ἡϒεμονικὸν τῆς ψυχῆς и умом, созданным по образу Божию Idem. В-третьих, Климент указывал также 10 частей Духа, присоединяющаяся к Ориген также выделял различные способности значение слова душа Он часто сводил их к 3 началам: разумному, гневному и вожделеющему, причем пытался подвести под это деление библейские основания Idem. Ориген говорил также о присущей Особенно примечательно у Оригена учение о присущих «божественных чувствах» θεῖαι αἰσθήσειςс помощью которых она может созерцать Бога и наслаждаться духовной пищей Idem. X 40; XX 43. Он указывал, что По мнению Тертуллиана, ум animus, mens, intellectus не есть что-то отличное от самой Ум является ведущим жизненным и мыслящим началом Важнейшая сфера его деятельности - ощущения sensus - Idem. Кроме 5 чувств Такая многосоставность или многочастность Похожее мнение высказывал Ориген: «В нас - одно движение и одна жизнь одной и той же души» Orig. В этом вопросе доникейские богословы согласны между собой: большинство из них, за исключением гностиков и Оригена, воспринимали связь Афинагор отмечал не только различие природ Он полагал, что Согласно Татиану, «душа есть связь δεσμός плоти, а плоть есть содержательница σχετική души» Tat. Похожее описание соотношения Ириней Лионский: «Тело не сильнее души, поскольку оно от нее получает дыхание, жизнь, рост и членораздельность, но душа владеет и управляет телом. Ибо тело подобно орудию organo simileа душа занимает место художника artificis rationem. Как художник сам по себе быстро замышляет произведение, но медленнее исполняет его с помощью инструмента из-за неподатливости материала, и быстрота его ума, значение слова душа медленностью орудия, производит умеренное действие,- так и душа, причастная participans своему телу, в некоторой мере задерживается вследствие того, что быстрота ее связывается медлительностью тела, но не теряет полностью своих сил и, сообщая жизнь телу, сама не перестает жить» Iren. Тертуллиан также полагал, что деятельность По его мнению, Вместе с тем высшая, разумная деятельность Ориген, полагавший, что Большинство доникейских авторов рассматривали связь В период классической патристики и Вселенских Соборов характерными особенностями развития христ. Вопросы, связанные с происхождением и сущностью На Востоке различные аспекты учения о В этот период было написано множество специальных сочинений о Григория Нисского «Λόϒος περ ψυχῆς κα ἀναστάσεως» Диалог о душе и воскресении и «Περ κατασκευῆς ἀνθρώπου» Об устроении человекатрактат Немесия Эмесского «Περ φύσεως ἀνθρώπου» О природе человека ; 4-e Огласительное поучение свт. Иерусалимского, главы 18-21 Περ ψυχῆς к-рого посвящены учению о «Θεόφραστος ἢ διάλοϒος ὅτι οὐκ ἔστιν ἀνθρώπων προβιοτὴ κα ὅτι ἀθάνατος ἡ ψυχή» Феофраст, или Диалог о том, что нет предсуществования людей и что душа бессмертна ; Комментарии Иоанна Филопона на трактат Аристотеля «О душе» In Aristotelis libros de anima Commentaria и отдельные главы его же «Толкований на повествование Моисея о творении мира» Τὰ εἰς τὴν Μωυσέως κοσμοϒονίαν ἐξηϒητικά - Ioan. I 10; VI 1-9, 22-26 ; 3 Слова прп. Анастасия Синаита об устроении человека по образу и подобию Божию Sermones in constitutionem hominis secundum imaginem Dei и 2-я гл. Максима Исповедника «Περ ψυχῆς» О душеего же 6-е Послание к Иоанну, еп. Кизическому, «Περ τοῦ ὅτι ἀσώματός ἐστιν ἡ ψυχή» О том, что душа бестелесна и 7-е Послание к Иоанну пресв. «Περ τοῦ κα μετὰ θάνατον ἔχειν τὴν ψυχὴν τὴν νοερὰν ἐνέρϒειαν κα μηδεμιᾶς ἐξίστασθαι φυσικῆς δυνάμεως» О том, что и после смерти душа имеет мыслительную деятельность и не лишается никакой природной силы. Икона Божией Матери "Душеспасительница". Галерея икон, Охрид Икона Божией Матери "Душеспасительница". Галерея икон, Охрид Прп. Иоанн Дамаскин специально рассматривает учение о «῎Εκθεσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως» Точное изложение православной веры. Мелетий Монах посвятил учению о Медиоланского «De Isaac vel anima» Об Исааке, или О душе ; трактаты блж. Августина «De immortalitate animae» О бессмертии души«De quantitate animae» О количестве души«De duabus animabus contra manichaeos» О двух душах против значение слова душа«Contra Priscillianistas et Origenistas» Против присциллианистов и оригенистов«De natura et origine animae» О природе и происхождении души, в 4 кн. Григория Великого «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов и о вечности души ; трактаты Алкуина «De animae ratione» Об определении душиРабана Мавра «De anima» О душе иархиеп. Реймсского «De diversa et multiplici animae ratione» О различном и множественном определении души. В рассматриваемый период также появился ряд сочинений о Так, среди сочинений Евсевия Кесарийского сохранился трактат неизвестного автора на латыни «De incorporali» О бестелесном2-я кн. В корпусе творений свт. Григория Нисского имеются 2 Слова «Περ τῆς τοῦ ἀνθρώπου κατασκευῆς» О сотворении человека; SC. Василий Великий CPG, N 3215-3216. В числе писем блж. Значительное число сочинений о Значение слова душа «Περ ψυχῆς κατὰ φιλοσόφων» О душе против философов; сохр. Александра Александрийского «De anima et corpore deque passione Domini» О душе и теле и о страдании Господа; сохр. Широта охвата и степень систематизации основных вопросов о Иулиана Померия «De значение слова душа animae» О природе душисостоявшего из значение слова душа книг, в к-рых последовательно рассматривались вопросы: что есть Значение слова душа. Еще один пример способа систематизации учения о Максим Исповедник в предисловии к небольшому трактату «Περ ψυχῆς»: «Прежде всего значение слова душа рассмотрю, с помощью какого критерия душе свойственно познаваться; затем, чем доказывается ее существование; далее, сущность ли она или привходящее свойство; вслед за тем, простая ли значение слова душа или составная; далее, смертна ли она или бессмертна; наконец, разумна ли она или неразумна» Maximus Значение слова душа. В период классической патристики в трудах св. Церковью были отвергнуты ложные мнения гностиков, манихеев и о происхождении II 10; 5-й анафематизм Cобора 561 г. N 455что кратко выражено в словах блж. Вместе с тем при описании способа творения Кирский, эти выражения Свящ. Значение слова душа, во-первых, означают легкость акта творения Богом τῆς δημιουρϒίας τὴν εὐκολίαν и, во-вторых, указывают на духовную, разумную и бестелесную природу I 10; VI 23. По замечанию значение слова душа трактата «De definitionibus» Об определениях; возможно, прп. Значение слова душа Синаита«никто не должен предполагать, что Дух, Значение слова душа Бог вдунул в человека, стал его душой,- да не будет! Августин: «Это вдуновение insufflatio означает само действие Божие, которым Бог сотворил душу в человеке Духом Силы Своей» Aug. Серьезное внимание в данный период было уделено вопросу о происхождении индивидуальных душ. Мнение о предсуществовании душ хотя изредка и находило сторонников среди христ. Это мнение как нецерковное отвергали большинство авторитетных отцов и учителей Церкви, таких как свт. De anima et resurr. Максим Исповедник Maximus Conf. II 12блж. Это мнение также было осуждено неск. Юстиниана К-польскому патриарху Мине Iustinianus. Ангел хранит души праведных. Фрагмент иконы "Страшный Суд". СИХМ Ангел хранит души праведных. Фрагмент иконы "Страшный Суд". СИХМ Отвергнув учение о предсуществовании душ, христ. Меньшая их часть в к-рой были и весьма авторитетные богословы придерживалась теории традуционизма. Ее сторонниками были свт. Евстафий Антиохийский Περ ψυχῆς κατὰ φιλοσόφων - см. De anima et resurr. И как при первом творении человек получил тело из земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женской «земли» и крови, а душа неизреченно передается от человека т. Значение слова душа Нисский разъяснял, что человеческое семя изначально значение слова душа в своем составе некую «всеянную природную силу» Greg. De anima et resurr. Григорий Богослов, хотя сам склонялся к креационизму, также считал традуционизм вполне допустимой гипотезой Greg. Нек-рые богословы, в частности Аполлинарий Лаодикийский см. II 8Марий Викторин Mar. I 62 и Иоанн Филопон Ioan. VI 23полагали, что от родителей передается только неразумная животная плотская Поскольку теория традуционизма позволяла наиболее убедительно обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей всем их потомкам, на нее обратили внимание в ходе т. Экланский обвиняли всех православных в традуционизме и называли их «traduciani» традуционисты - Aug. Критика традуционизма, основанная на представлении о V 9 - на Востоке и у свт. X 20, 22блж. Начиная с IV-V вв. Максим Исповедник Maximus Conf. Герман К-польский Germanus Constantinopolitanus. X 20, 22; In Ps. De Noe et arca. IV 9блж. Лев Великий Leo Magn. III 7 - на Западе. Феодорит указывал на прямую зависимость теории креационизма от содержащегося в кн. Бытие повествования о сотворении первого человека: «Церковь… веря божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела» Theodoret. Иероним уточнял эту мысль: «Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» Ин 5. Иероним обращал внимание на слова Книги Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» 12. Иларий Пиктавийский считал, что «происхождение значение слова душа всегда от плоти же, а всякая душа - это творение Бога» Hilar. Согласно Геннадию Марсельскому, «только тело сеется посредством супружеского сочетания, а после того, как оно уже сгустилось, уплотнилось и сформировалось в утробе матери, душа творится creari и влагается infundi в тело повелением Божиим, чтобы уже в утробе жил человек, состоящий из души и тела, и рождался из утробы живой, обладающий полнотой человеческой сущности» Gennad. Однако более точно и подтверждено соборными решениями мнение тех христ. De anima et resurr. Вместе с тем способ, к-рым Бог ежедневно творит души, остается непостижимым для человека известен только одному Богу Hilar. О господстве теории креационизма свидетельствует тот факт, что с IV в. Исключением был Немеcий, к-рый, разделяя оригеновскую теорию предсуществования душ, полагал, что креационизм будто бы противоречит словам Свящ. Писания о том, что Бог в 7-й день почил от дел Своих ср. Писании достаточных оснований для предпочтения одной гипотезы другой Greg. De anima et ejus origine. Некоторые богословы полагали, что в этой жизни человек вообще не в силах разрешить этот трудный вопрос Anast. Григорию Нисскому, «душа есть сущность сотворенная, живая, мыслящая, сообщающая собой органическому и чувственному телу жизненную силу и способность чувственного восприятия» Greg. De anima et resurr. По Анастасию Синаиту, «душа есть сущность мыслящая, безымянная, непознаваемая, разумная, оживляющая и созидающая тело. Она есть сущность тонкая, нематериальная, не имеющая формы, образ и отпечаток Божий. По Максиму Исповеднику, Наиболее развернутое определение природы Иоанна Дамаскина: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, разумная и мыслящая λοϒική τε κα νοεράне имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и сообщающая ему жизнь, рост, ощущения и силу размножения; имеющая ум не как что-то иное по сравнению с ней самой, но как чистейшую часть ее ибо как глаз в теле, так ум в душе ; самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, то есть добровольно изменяющаяся, значение слова душа тварная; получившая все это по природе от благодати Создавшего ее, от которой она получила как бытие, так и бытие значение слова душа по природе» Ioan. Иеронима: «Душа есть творение Божие, разумное rationalis и обладающее собственным решением» Hieron. Августина: «Душа есть духовная сущность, сотворенная Тем, чрез Кого все начало быть, хотя изменчивая, но невидимая» Aug. По словам Августина, она есть «сущность бестелесная incorporeaт. По Кассиодору, «душа есть сотворенная Богом особая духовная сущность, оживляющая свое тело, разумная и бессмертная, но способная изменяться к добру и злу» Cassiod. По Исидору Севильскому, «душа есть сущность бестелесная, значение слова душа, разумная, невидимая, подвижная и бессмертная» Isid. По Алкуину, «душа есть мыслящий и разумный дух, всегда находящийся в движении, всегда живущий, способный к восприятию доброй и злой воли, по щедрости Творца почтенный свободным выбором, по своей воле поврежденный, но освобожденный благодатью Божией, созданный для управления движениями плоти, невидимый, бестелесный, лишенный веса и цвета, ограниченный, целиком находящийся в каждых членах своего тела; в нем при первоначальном творении духовно отпечатлен образ Творца» Alcuin. В качестве одного из основных природных свойств II 12; Meletius Monachus. Значение слова душа anima et resurr. Значение слова душа 12, 22; Aug. В качестве еще одного существенного свойства De anima et resurr. С этими свойствами Подавляющее большинство и вост. Однако это свойство многими принималось с одним существенным ограничением: Разъяснение этого положения дает прп. I 13; II 3. У отдельных богословов встречались и возражения против к. De anima et resurr. Вместе с тем нек-рые богословы предполагали у Эта непостижимость связана также с таким важным свойством De anima et resurr. De diversa et mult. С простотой связаны неразрушимость и бессмертие ἀθανασία, immortalitas De anima et resurr. Нек-рые из них свт. Григорий Великий и др. При этом было признано, что бессмертие принадлежит Наконец, было отмечено, что Источником имеющегося у св. Писании и различные философские влияния на христ. Поскольку 2-я, неразумная часть De anima et resurr. De anima et resurr. С этим тройным делением сил Григорий Нисский согласовывал трихотомическую антропологию ап. Павла, к-рый, по его мнению, «питательную часть назвал телом, чувствующую - душой, а разумную - духом» Greg. I 13; II 19; Maximus Conf. XI 26-28или память, мышление, воля Aug. Некоторые авторы учили о 4 частях Максим Исповедник Maximus Conf. II 12-27 и Мелетий Монах Meletius Monachus. Вопрос о связи Большинство авторитетных церковных богословов IV-IX вв. Тем самым они учили об одном духовном начале в человеке и значение слова душа различали в нем De anima et resurr. Как правило, либо дух рассматривался в качестве синонима I 13; II 12; Hilar. De fide et symb. Но даже и те, кто цитировали эти слова в общепринятом прочтении, понимали их в смысле различных состояний или частей той же Кирилл Александрийский замечал, что эти слова можно понять и так, что «проповедь Божия различает и разделяет части души τὰ τῆς ψυχῆς μέρηделая ее способной воспринять и вместить слышимое» Cyr. Лишь немногие из христ. Среди них - Аполлинарий Лаодикийский и Дидим Слепец, учившие, что человек состоит из 3 различных сущностей: тела, животной Опровержение этого взгляда дает блж. Подобное возражение встречается у Геннадия Марсельского: «Мы не говорим, будто значение слова душа человеке есть две души, как пишут Иаков и прочие сирийские совопросники: одна душевная animalisкоторая одушевляет тело и смешана с кровью, а другая - духовная spiritalisуправляющая разумом. Но мы говорим, что в человеке есть одна и та же душа, которая и оживляет тело своим соединением с ним, и распоряжается сама собою по своему разуму» Gennad. И это, как я полагаю, есть ум ὁ νοῦς. Или же дух есть духовная благодать πνευματικὸν χάρισμαзначение слова душа и значение слова душа нашу душу» Olympiod. Хотя этот вопрос был достаточно подробно рассмотрен христ. Прежде всего многие из них подчеркивали тот факт, что само соединение De anima et resurr. По мнению большинства богословов, De anima et resurr. De anima et resurr. Одно из ярких выражений этой мысли встречается у прп. Вместе с тем мн. Die Seelenlehre des Tertullian. Budissin, 1857; Stigler Die Psychologie des hl. Ratisbonne, 1857; Heinzelmann Augustins Ansichten vom Wesen der menschlichen Seele. Augustins Lehre vom Wesen und Ursprung der menschlichen Seele. Halberstadt, 1868; Bou ë dron Doctrines psychologiques de St. Nantes, 1861; Muston Ch. Essai sur l'origine de l'âme d'après Tertullien, Origène et Lactance: Diss. Strasbourg, 1866; Ferraz De la psychologie de St. Der Entwicklungsgang der mittelaltliche Значение слова душа von Alcuin bis Albertus Magnus. Vienna, 1876; Marbach Die Psychologie des Firmianus Lactantius. Halle, 1889; Esser Paderborn, 1893; Klebba Die Antropologie des hl. Die Lehre des Nemesius über значение слова душа Wesen der Seele. Die Psychologie des Nemesius. Münster, 1900; Bainvel Die Unsterblichkeitsbeweise in der Väterzeit und Scholastik bis zum Ende des 13. Karlsruhe, 1927; Reypens Gütersloh, 1950; Cavarnos Gregory of Nyssa on the Origin and Значение слова душа of Soul. Theologie de l'Image de Dieu chez Origène. The Philosophy of the Church Fathers. London, 19684; Значение слова душа Seele und Leib in der Spätantike. Wiesbaden, 1969; Siclari L'Antropologia di Nemesio di Emesa. Padova, 1974; Perrin L'homme значение слова душа et chrétien: L'anthropologie de Lactance. Augustine's Philosophy of Mind. Немало внимания понятию В них Михаил Пселл выступает в большей степени как эрудит и доксограф, чем как самостоятельный мыслитель и богослов. Его учение о Отчасти этим он спровоцировал соборное разбирательство при имп. Михаиле VII Дуке в 1077-1078 гг. Доксографическая философская и богословская подборка о Навпактский, написал поэтическое соч. «Ad animam meam» К своей душе; см. Историк размышлял о происхождении и природе «Περ ψυχῆς» О душе, 1263в к-ром он воспроизводит воззрения о Аристотеля, рассматривает способности «Antitheticus in Plotinum de anima» Против трактата Плотина «О душе»в к-ром с христ. Фессалоникийский, разъясняет отдельные вопросы происхождения и существования К-польскому патриарху принадлежит 5 трактатов о Много внимания Геннадий Схоларий уделяет посмертной судьбе Ангел принимает душу монаха. Человек был создан из земли и принял дух жизни πνεῦμα ζωῆς значение слова душа, называемый в Свящ. Никите Стифату, вслед за созданием тела, произведенного из смешения элементов физического мира, и придания ему нек-рых способностей, свойственных растениям и значение слова душа животным, Бог творит Против концепции эманатизма прп. Никита писал, что Михаил Пселл также придерживался концепции креационизма, говоря, что «спускается сверху от Бога» ἄνωθεν ἀπο Θεοῦ κάτεισιν - Mich. Никифор Влеммид уточнял, что Фессалоникийский, также говорил о непосредственном творении Бог по божественной благодати вложил Самого Себя в Свое создание αυτὸν διὰ τῆς θείας χάριτος ἐνθείςсотворив его по Своему образу и подобию Idem. Разумная и словесная природа Вопрос о происхождении Он опровергал 2 основных заблуждения: учение о предсуществовании Тело, понимаемое как орудие Как земной отец рождает человеческое тело, так Небесный Отец - Существенным богословским доводом в пользу креационизма служит, согласно Геннадию Схоларию, таинство Боговоплощения, в котором превышеестественная соприсущная Божественная сила создала ἡ θεία συνοῦσα δύναμις. Относительно момента соединения Так, по мысли прп. Никиты Стифата, широко применявшего в этом вопросе христологическую терминологию, разумная и телесная природы человека, т. В одной ипостаси Бог неслиянно соединил 2 природы ἐν μιᾷ ὑποστάσει τὰς δύο φύσεις ἀσυϒχύτως νώσας - разумную природу Михаил Пселл предполагал, что Григорий Палама значение слова душа, что разумная и словесная природа Он уточнял, что основные способности Симеон Фессалоникийский также говорил, что Геннадий Схоларий считал, что Еще в материнской утробе по мере формирования организма, последовательно, как стадии роста Тело развивается самостоятельно, пока не достигнет степени готовности принять разумную Первородный грех наследуется через тело Ibid. Авторы рассматриваемого периода, как правило, придерживались традиц. Ее сущность простая, бестелесная, живая, бессмертная, невидимая, недоступная физическому зрению, разумная интеллектуальная λοϒικὴ κα νοερά ; Никифор Влеммид определял Геннадий Схоларий называл «божественной вещью» χρῆμά τι θεῖονпревосходящей все остальное в человеке своими особенностями Gennad. Она является пограничной сущностью μεθόριος οὐσίαодной, разумной частью сообщаясь с разумной ангельской сущностью и с божественным миром, другой, неразумной частью - с неразумными сущностями Nicet. Широко распространено понимание Симеон Значение слова душа Богослов полагал, что люди получили слово разумстали словесными по образу Божественного Слова, значение слова душа Симеоном как аналог отношению Лиц Св. Дух исходит от Отца, так и человеческий ум - от Это единое существо чувствует, и мыслит, и желает, избирает Idem. В соответствии с библейским учением о творении человека по образу и подобию Божию прп. Никита Стифат соотносил трехчастность Григорий Палама также полагал, что именно разумная природа Троице - Уму, Слову значение слова душа Духу Νοῦς, Λόϒος, Πνεῦμα - Ibid. «троическим естеством» τριαδικὴ φύσις - Ibid. Рассуждая значение слова душа ценностных категориях, он отмечал, что творение человека по образу Божию относится к природе ума, поскольку ум - это лучшее, что есть в человеке Ibid. Именно ум есть образ Божий, он познает Бога и единственный среди земных созданий, если хочет этого, становится Им, совозводя до Бога свое смиренное тело Idem. Однако не все авторы отождествляли образ Божий с Геннадий Схоларий выстраивал восходящую иерархию образов в человеке: весь человек, состоящий из 2 элементов - тела и разумной Поскольку человек состоит из «Душа есть сущность совершенная, полностью бестелесная, разумная, желающая, самовластная, активная, независимая καθ᾿ αὑτήν и бессмертная» Νικηφ. В наиболее общем смысле в природе традиционно усматриваются 3 типа Каждая из них обладает определенными функциями и уровнем организации: растительная - питающей, растущей и порождающей θρεπτικόν, αὐξητικόν, ϒεννητικόν функциями; животная - чувствами, страстным началом, вожделением, воображением и памятью αἰσθήσεις, θυμικόν, ἐπιθυμητικόν, φανταστικόν, μνημονευτικόν ; человеческая - всем перечисленным, а также умом, рассудком и мнением νοῦς, διάνοια, δόξα Ibid. Согласно Геннадию Схоларию, человеческая В свою очередь разумная, высшая часть Нек-рые авторы проводят различение частей Никита Стифат различал разумную λοϒικόν и страстную παθητικόν стороны Бессознательная, неразумная, страстная сторона За сознанием закрепляется ведущее и управляющее начало ἡϒεμονικὸν κα ἀρχικόνзначение слова душа бессознательным - подчиненное и служебное δουλεῦον κα ὑπήκοον Greg. Симеон Новый Богослов говорил о разумной части τὸ λοϒιστικόν Никита Стифат, есть «чистейшая часть», «отец и производитель слова» πατὴρ κα προβολεὺς τοῦ λόϒου значение слова душа Nicet. Помимо указанных у прп. Иоанна Дамаскина характерных способностей разумной части Никита усматривал еще ряд способностей: познавательные ум, рассудок, мнение, способность воображения, чувственное восприятие и жизненные желание и свободный выбор Nicet. Никита отмечал некоторые параллели в устройстве «Духовное чувство», термин, редко встречающийся в предыдущей и последующей традиции, есть некая духовная интуиция ср. Иоанну Дамаскину; Maximus Conf. Назначение духовного чувства - воспринимать небесную мудрость и божественное ведение Nicet. Духа, откровения Господа, а также прозирать будущее ср. Еще одна особенность Григорий Палама называл также «возницей» ἡνίοχος - Greg. Гневная часть неразумной стороны Вожделеющая часть неразумной К неразумной стороне Учение Михаила Пселла о структуре Платонический характер такого значение слова душа подтверждается подробными рассуждениями о надмирном ὑπερκόσμιος и мировом ἐϒκόσμιος уме Ibid. Пселл отмечал уникальный характер каждой индивидуальной Никифор Влеммид начертил таблицу, в к-рой предложил 3 наиболее общих разделения способностей Для писателей-аскетов особенно важным был нравственный аспект проблемы. Каждой из добродетелей принадлежат определенные способности: рассудительности - владычество, независимость и способность исследования; мужеству - выносливость, настойчивость в труде и терпение; справедливости - способность суждения и различения противоположного; умеренности - святость и чистота, а также радость во Св. Бог насадил в «два великих светила - разумение божественных и человеческих значение слова душа, а именно изначальный и божественный свет Св. Соблюдая заложенную в ней иерархию и оставаясь верной значение слова душа разумной природе, она устремляется к Богу; в противном случае, подчиняясь неразумной стороне, В выборе между этими возможностями человек руководствуется или законом ума Это борение внутри Действие ума в согласии с значение слова душа собой и с Богом состоит в собирании и возвращении к нему способностей Разделяя представление о дихотомизме, прп. Симеон Новый Богослов говорил о чувственном и умопостигаемом началах в человеке - теле, состоящем из значение слова душа элементов, значение слова душа разумной, нематериальной и бестелесной Отсюда следует определение человека: человек есть живое существо, смертное и бессмертное, видимое и невидимое, постигаемое чувствами и умом, способное созерцать видимое творение и постигать мысленное. Как тело освещается физическим солнцем, так и Симеон внимательно исследовал происхождение заблуждений и греха в человеке, значение слова душа своеобразный «порочный круг»: Но и спасение человека обусловлено «круговым» отношением элементов его состава: «силой божественного значение слова душа прогоняет мрак и сообщает разуму способность видеть Ibid. Важное уточнение делает cвт. Григорий Палама: «Душа, содержа тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не в одном только определенном месте. Вопреки распространенным представлениямутверждавших, что истинные праведники получат от Бога новую Значение слова душа Новый Богослов учил, что Бог наполнит Духом и тем самым человек станет богом по благодати, обретя подобие Первообразу Sym. Единственным облегчением ее участи являются молитвы и милостыня, подаваемая за нее Ibid. По воскресении тела умерших воссоединятся со своими Геннадий Схоларий под значение слова душа схоластического богословия выразил др. Место пребывания таких Благодаря тому что праведные Грешники же увлекаются бесами в ад Ibid. Пройдя очищение еще до Страшного Суда, такие Согласно Геннадию Схоларию, от католич. Человек переживает в своем существовании 2 «поры зрелости»: физическую смерть, разлучение Очерки по истории византийской образованности. Никифор Влеммид и его сочинения. Симеон Новый Богослов и Православное Предание. Антропология и космология св. Григория Паламы: На примере гомилий. Писания и систематизации христ. По этой причине психология как особое учение о Отсутствие психологии как самостоятельной дисциплины было обусловлено и тем обстоятельством, что мыслители X-XII вв. Показателен в этом отношении трактат Алхера Клервоского «О духе и душе», представляющий эклектическую бессистемную сводку всех известных к XII в. Вместе с тем на учение о Поэтому в сочинениях мыслителей X-XII вв. Слова о том, что «душа есть наиболее могущественная часть человека, или, вернее, сам человек» Hugo Vict. В рамках той же традиции часто считалось, что единение Сочинений, посвященных собственно Важнейшие среди них: «De origine animae» О происхождении души«De natura corporis et animae» О природе тела и души«De unione corporis et spiritus» О единстве тела и духа Гуго Сен-Викторского, «Epistola de anima» Послание о душе Исаака из Стеллы, значение слова душа spiritu et anima» О духе и значение слова душа Алхера Клервоского. Отдельные элементы учения о Ангел хранит душу и тело спящего человека. ГРМ Ангел хранит душу и тело спящего человека. ГРМ Наиболее популярным у авторов этого периода значение слова душа определение Согласно же нам, т. De natura corporis et animae. Значение слова душа формулировка обнаруживается у Алхера Клервоского: «Душа есть субстанция, наделенная рассудком и разумом, созданная духовной Богом, не от природы Бога, но скорее творение, созданное из ничего, могущее обращаться как к добру, так значение слова душа ко злу» Alcherus Clarevallensis. De spiritu et anima. По мнению Петра Ломбардского, «ум mensт. Большинство авторов указывали на то, что При этом в По словам Гуго Сен-Викторского, «образ обнаруживается сообразно разуму, а подобие - сообразно любви; образ - сообразно познанию истины, подобие - сообразно любви к добродетели. Или: образ - сообразно знанию, а подобие - сообразно субстанции: образ - поскольку все пребывает в душе сообразно мудрости, а подобие - поскольку душа едина и проста по сущности» Hugo Vict. Из этого следует, что обладание Общее учение о происхождении И она была сотворена не в начале, когда были сотворены ангелы, но позже, когда было сформировано тело, в которое ей надлежало быть внедренной: душа была одновременно сотворена Создателем и соединена sociata с телом» Ibid. Что же касается потомков Адама, то, согласно традиц. Впрочем, существовали разногласия относительно того, на какой день значение слова душа зачатия это происходит. Как писал Вильгельм из Шампо, «кто-то говорит, что Бог внедряет новую душу на шестидесятый день после зачатия, а значение слова душа - что на шестой месяц» Guill. По утверждению Ансельма Кентерберийского, «инструментом воления является та сила vis души, которую мы используем для воления,- так же как разум есть инструмент разумения, каковым мы пользуемся, когда размышляем» Anselmus. Однако почти всегда это 2-частное деление рассматривалось как упрощенный вариант восходящего к Августину 3-частного деления способностей Традиционно эта троичность способностей Как писал Гонорий Августодунский, «Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой; и наша душа живет тремя силами vires : памятью, разумением и волей» Honor. На то же указывал Петр Ломбардский: «В уме значение слова душа, который знает Бога или может знать Его, мы обнаруживаем образ Троицы. В самом деле, ум помнит себя, мыслит себя и значение слова душа себя; постигая это, мы постигаем троицу, но, конечно, не Бога, а образа Божия» Petr. Святой Троицы, то ничто не существует так, чтобы не быть троичным и единым; поэтому душа… существует тремя неотделимыми друг от друга способностями - памятью, рассуждением consilioволей» Guillemus St. De natura corporis et animae. Ансельм Кентерберийский находил еще более конкретную аналогию: «Необходимо, чтобы Отец понимался как память, Сын - как разумение, Дух - как любовь» Anselmus. Память memoria при этом не только то, посредством чего мы сохраняем познанное, но, по мнению Гуго Руанского, «все, что обнаруживает разум, все, что обретается в учении, все, что желаемо благочестивой любовью,- все это мудрая память одновременно собирает воедино, благоразумно рассматривает и заботливо сохраняет» Hugo Rothomagensis. Указанные 3 способности Еще более точно выразил это Вильгельм из Сен-Тьерри: «Сама душа есть своя способность potentia. В самом деле, то, что она мыслит, есть акциденция, но то, посредством чего она мыслит, есть сама ее субстанция. И то же относится к воле… Итак, вся душа мыслит, поскольку вся она есть мышление; и вся она значение слова душа, поскольку вся есть воление» Guillemus St. De natura corporis et animae. Это тождество не предполагает, однако, что каждая из способностей Такая теория единой способности Но и Бог называется любовью и есть любовь» Ibid. Однако уже в сер. Рихард Сен-Викторский и Иоанн Солсберийский. Последний писал: «Припоминаю, что были философы, которые любили говорить о том, что как субстанция душа проста, бестелесна и неделима, так же она есть единая способность, которую душа реализует по-разному, в зависимости от различия вещей. Их мнение, следовательно, таково, что одна и та же способность то ощущает, то вспоминает, то воображает, то различает в рамках исследования, то мыслит исследованное. Много, однако, и тех, кто полагает прямо противоположное: что душа, единая по количеству, является составной по качеству и что как она обладает многими страстями, так же она пользуется и многими способностями. И я вполне верю, что способностей много» Ioannes Saresberiensis. Особое место в структуре способностей Само по себе оно не является отдельной способностью «Свободным» решение называется постольку, поскольку относится к воле, ведь воля свободна и ее нельзя принудить… «Решение» же относится к разуму, ведь разум распознает то, чего затем желает воля. Воля - госпожа, а разум - слуга, показывающий ей верный путь» Ibidem. Наряду с августинианским тройственным делением способностей При этом под «гневом», или «гневностью», понималась способность Эта трихотомия обнаруживается у многих авторов: Ансельма Ланского, Аделарда Батского, Петра Ломбардского, Гуго Сен-Викторского, и др. Ее часто пытались сочетать с трихотомией Августина, в результате чего иногда возникали довольно оригинальные теоретические построения. У Вильгельма из Сен-Тьерри трихотомия «память - разум - воля» имеет онтологический характер, а трихотомия «разум - гнев - вожделение» носит характер этический и даже сотериологический : жизнь человеческой De natura corporis et animae. Ее, однако, не рассматривали в рамках учения Аристотеля о Учение, известное, по всей видимости, через Боэция Boetius. Вильгельм из Сен-Тьерри, напр. De natura corporis et значение слова душа. Впрочем, следуя мистической традиции своего ордена, Вильгельм не останавливался на этом и указывал еще 3 уровня жизни Значение слова душа праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. Облачение праведных душ в белые одежды. Роспись Троицкого собора Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. Особо выделялись 5 телесных чувств зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Значительная часть мыслителей понимала чувства sensus в смысле «органов чувств», а потому описывала их как принадлежащие телу, а не De spiritu et animae. При этом сами акты чувств безусловно приписывались Expositio in Epistolam Pauli ad Romanos. Предпринимались также значение слова душа различения Так, Вильгельм из Сен-Тьерри полагал, что значение слова душа и бестелесная При этом такие чувства следует отличать от собственно органов чувств глаз, ушей и т. Существовало также и альтернативное восходящее к Халкидию мнение о том, что чувство есть претерпевание или свойство тела passio значение слова душа ; это мнение упоминал Иоанн Солсберийский, однако неизвестно, насколько оно было распространено. Эта тенденция наиболее заметна в посвященных Во-первых, было проведено достаточно четкое терминологическое различение между ratio как рассудком дискурсивное познание и intellectus как значение слова душа простое созерцание сущностей. Во-вторых, термин intelligentia восходящий к Августину, Боэцию и неоплатоникам стал в духе неоплатонической традиции закрепляться за способностью В-третьих, вновь был введен в оборот термин «воображение» imaginatio в смысле способности В связи с этим появились новые трактовки структуры Так, согласно Вильгельму из Конша, у Чувство есть способность души, посредством которой человек воспринимает наличествующие тела; воображение есть сила души, посредством к-рой человек воспринимает отсутствующие тела. Чувством и воображением человек не отличается от прочих животных, но он отличается от них рассудком интеллигенцией. Посредством одного из этого, т. Оригинальная классификация способностей Дихотомию «разум - воля» он разъяснял через платоническую триаду «рациональность - гневность - вожделение», причем, по его мнению, из рациональности происходят познавательные способности, а из значение слова душа и вожделения - аффективные. При этом он полагал, что познавательные способности соотносятся прежде всего со временем, в связи с чем выстраивает дополнительную триаду «гений - рассудок - память», причем гений ingenium есть «способность души, направленная на разыскание неизвестного», соответствующая настоящему; рассудок ratio - способность выносить суждение о найденном, соответствующая прошедшему, а память - способность вспоминать о том, по отношению к чему надлежит вынести суждение, соответствующая будущему. Далее, познавательные способности соотносятся с познаваемым объектом, что позволяет значение слова душа такое деление способностей: телесное чувство sensus corporeusвоображение imaginatioрассудок ratioразум intellectusинтеллигенция intelligentia. Чувство воспринимает тела, воображение - образы тел, рассудок - бестелесные природы и характеристики тел, разум - духовные творения, а интеллигенция - божественное Isaac de Stella. Практически все аргументы в пользу бессмертия Разрушимое и тленное разрушается потому, что состоит из частей, от к-рых зависит в своем бытии; соответственно Петр Ломбардский, практически повторяя слова Августина, отмечал, что «душа называется бессмертной потому, что в силу способа своего существования никак не может утратить жизнь» Petr. К этому он добавлял слова Августина, что «душа сотворена подобной Богу значение слова душа, что Бог создал значение слова душа бессмертной и неразрушимой» Ibid. Однако существовали и оригинальные доказательства бессмертия Так, аргумент, представленный Ансельмом Кентерберийским, основывался на всемогуществе и всеблагости Бога. Итак, она значение слова душа либо для того, чтобы любить Бога вечно, либо для того, чтобы любить Бога только какое-то время. Однако всеблагой и всемогущий Бог несомненно не значение слова душа, чтобы любящая Его Трихотомия «тело - душа - дух», к-рой придерживались отдельные представители патристики, была оставлена авторами этого периода ради дихотомии «тело - душа». Термины «дух» spiritus«духовный» spiritualis стали использоваться либо в смысле spiritus intellectualis значение слова душа дух, т. Наиболее полную сводку употребления термина «spiritus» предложил Алхер Клервоский: «Термин «дух» употребляется во многих смыслах. De spiritu et anima. При этом неделимая простая Управление осуществляется посредством «телесного духа», учение о котором связано со словами Августина о том, что «душа управляет телом посредством света и воздуха» Aug. Функция тела заключается в том, что оно является инструментом После того значение слова душа лат. Хотя значение слова душа не коснулись догматической стороны вопроса как и ранее, признавалось, что Весьма существенным следствием введения в научное обращение трактата Аристотеля «О душе» и комментариев к нему стало возникновение особой науки о «психологии»выразившееся в создании многочисленных философско-богословских трактатов, посвященных По сравнению с предшествующим периодом учение лат. Расширение философского горизонта в период поздней схоластики привело к образованию внутри лат. В учении о Тем не менее в изолированных орденских школах томистской доминиканской, скотистской францисканской и др. Важнейшими сочинениями о Наиболее употребительным определением Эту мысль пояснял Фома Аквинский, говоря, что Кроме того, согласно Аристотелю и его последователям среди схоластов XIII-XIV вв. Поэтому она признается сущностью и формой, а не материей и субъектом ср. Широкое признание этой формулы сделало господствующим представление о том, что человек не есть только Однако указанное определение Во-первых, значение слова душа касалось числа субстанциальных форм и соответственно «душ»приводящих к совершенству и осуществлению материю, т. Приверженцы Аристотеля руководствовались его указанием, что существует 3 вида Основной вопрос состоял в том, обладает ли значение слова душа всеми 3 Нек-рые авторы Альберт Великий, Фома Аквинский и его последователи настаивали, что человек обладает единой субстанциальной формой, разумной Другие авторы преимущественно августинианцы придерживались теории множественности субстанциальных форм в том или ином виде. Матфей из Акваспарты писал о множественности субстанциальных форм Бэкон полагал, что человеческая Роджер Марстон предпочитал значение слова душа не о «частях», но о 3 различных «уровнях» Для августинианской школы в целом были характерны колебания между традиц. В связи с этим среди августинианцев был популярен «всеобщий гилеморфизм», теория, согласно к-рой тварные духовные сущности ангелы и душитак же как и материальные вещи, значение слова душа из материи и формы, хотя в данном случае под «материей» следовало понимать особую духовную материю materia spiritualis. Эта концепция позволяла постулировать субстанциальность Еще более конкретно высказывался Бэкон: «Надлежит, чтобы Бонавентура пытался решить эту проблему, указывая, что «совершенствование» материи тела есть лишь одна, и не самая важная, из функций Петр Иоанн предполагал, используя теорию множественности форм, что Эта позиция напоминала подход лат. Аристотелики, последовательно придерживавшиеся теории De natura et origine animae. Ту же позицию занимал и Фома Аквинский, говоря о разумной В самом деле то, посредством чего нечто действует в первую очередь, есть форма того, чему приписывается действие… Но ясно, что первое, благодаря чему живет тело, есть душа. И поскольку жизнь значение слова душа в различных действиях на различных уровнях живых существ, то, посредством чего мы в первую очередь совершаем любое из этих действий жизни, есть душа: ибо душа есть первое, благодаря чему мы питаемся, чувствуем и движемся локальным движением, и равным образом то, благодаря чему мы в первую очередь мыслим. Итак, это начало, посредством которого мы в первую очередь мыслим неважно, как его называть, разумом или разумной душойесть форма тела» Thom. Особую позицию в этих 2 вопросах занимали аверроисты Сигер Брабантский и др. По их мнению, индивидуальный человек обладает только растительной Именно эта сверх-индивидуальная разумная Иначе говоря, единая разумная Такое мнение неоднократно осуждалось ведущими католич. В поздней схоластике аристотелевская теория Эта позиция выражена в словах Оккама: «Понимая под разумной душой нематериальную и нетленную форму, которая во всем теле и вся в любой его части, невозможно с очевидностью знать посредством рассудка либо посредством значение слова душа ни то, что в нас есть такая форма, ни то, что такая душа есть форма тела… Это. В конечном счете, подобные представления привели к тому, что мыслители XIV-XV вв. Все авторы периода поздней схоластики были солидарны в том, что Значение слова душа. Наиболее ясно этот аспект схоластического учения о Основные принципы этой доктрины о последовательном развитии человеческого эмбриона, к-рое завершается творческим актом Бога, сообщающим ему разумную Бэкон писал: «Разумность в человеке - только от разумной души. Генрих Значение слова душа полагал, что хотя разумная Краткая и общая сводка этого учения в его схоластической интерпретации обнаруживается, напр. Посредством разумной способности душа различает истину, избегает зла и желает блага. Истину она различает при помощи рассудка rationalisизбегает зла при помощи гневности irascibilisа блага желает посредством вожделения concupiscibilis значение слова душа Bonav. В эту характерную почти для всех схоластов XIII - нач. Бонавентура, стремясь соединить традиц. Ведь из памяти происходит разумение, как ее дитя, а из памяти и разумения происходит как дух любовь - как бы их связь между собой. И эти три, т. Сходные добавления и уточнения, касающиеся описания способностей и структуры Одной из важнейших проблем, связанных с учением о структуре De natura et origine animae. Большинство аристотеликов Фома Аквинский, Альберт Великий и др. Поэтому учение Аристотеля о 2 значение слова душа толковалось ими следующим образом. В процессе интеллектуального познания одна способность Данная трактовка предполагала, что человек изначально наделен Творцом «светом естественного разума» lumen rationis naturalisт. Фрагмент иконы "Чудо арх. РИАМЗ "Души праведных в руце Божией". Фрагмент иконы "Чудо арх. РИАМЗ В то значение слова душа время нек-рые августинианцы, желая подчеркнуть зависимость человека в его познавательной деятельности от Бога, полагали, что действующий разум отделен от Бэкон писал: «Человеческая душа называется возможностной, поскольку сама по себе не способна ни к знанию, ни к добродетелям и получает их извне. А действующим разумом значение слова душа тот, который изливается в наши души, просвещая их в знаниях и добродетелях» Bacon В этом случае действующий разум приписывается Богу и ангелам, поскольку «Бог по отношению к нашим душам - все равно что Солнце, ангелы - все равно что звезды» Idem. Менее радикально настроенные августинианские богословыРоджер Марстон и др. В вопросе о взаимоотношении разума intellectus и рассудка ratio в схоластике XIII в. В конечном счете между ними было введено чисто техническое различие. Как отмечал Фома Аквинский, «надлежит сказать, что рассудок и разум в человеке не могут быть различными способностями. Это с очевидностью познается, если рассмотреть действия их обоих. В самом деле, «разуметь» - значит просто постигать умопостигаемую истину. «Рассуждать» же значит переходить от одного познаваемого к другому для познания умопостигаемой истины… Итак, мы разумеем и рассуждаем посредством одной и той же способности» Thom. Свобода решения, как и в предшествующий период, не рассматривалась как особая способность Фома Аквинский проводил аналогию между рассудком и разумом, с одной стороны, и свободным решением и волей - с другой: «Как разум относится к рассудку, так и воля - к избирающей силе, т. Наличие у человека свободного решения обосновывалось при значение слова душа скорее на догматическом, чем на философском уровне. Бонавентура писал: «Поскольку достичь награды блаженства можно только через заслугу, а заслугой является лишь то, что делается значение слова душа и по собственной воле, то следует принять, что разумная душа наделена значение слова душа решения» Bonav. Фома Аквинский также указывал на нравственную составляющую человеческой свободы: «Человек обладает свободным решением, поскольку иначе советы, увещевания, заповеди, запреты, награды и наказания не имели бы смысла» Thom. Во-первых, вдохновлявшиеся платонизмом и мистически ориентированные мыслители Майстер Экхарт, Дитрих Фрайбергский и др. При этом если Дитрих еще пытался отождествить «сокровенное ума» с действующим разумом, то для мн. Во-вторых, номиналисты и отдельные представители скотистской школыследуя принципам «бритвы Оккама» избавление от «лишних» метафизических сущностейпостарались устранить из психологии все «ненужные» сущностные составляющие, результатом чего стало серьезное упрощение учения о Одним из основных априорных аргументов в пользу бессмертия Согласно этому доказательству, характерному преимущественно для аристотеликов Альберт Великий, Фома Аквинский и др. Часть априорных аргументов являлась вариациями идеи о том, что разумная Значительное число апостериорных аргументов, апеллирующих к божественной благости и справедливости, сводимо в конечном счете к словам НЗ: «. Кроме того, к апостериорным аргументам можно отнести многочисленные «persuasiones» «убеждающие», т. Бэкона и «аргументы от авторитета», суть которых заключается в том, что значение слова душа великие философы и мыслители значение слова душа в бессмертие Эти аргументы подвергались критике уже у Иоанна Дунса Скота Ioan. Критика доказательств бессмертия Впрочем, в августинианской традиции, а также в лат. II 9 ; «разум является движущим тело, или его двигателем… разум есть «совершенство» тела так же, как мореплаватель есть «совершенство» корабля… и он отделен точно таким же образом» Siger de Brabant. Quaestiones in tertium de anima. Quaestiones in tertium de anima. С широким распространением теории В то же время от периода значение слова душа схоластики сохранилось представление о том, что Die Psychologie des Hugo von St. Roger Bacons Hylomorphismus als Grundlage seiner philosophischen Anschauungen. Limburg, 1912; K ü nzle Das Verhältnis der Seele zu ihren Potenzen: Problemgeschichtliche Untersuch. Freiburg, 1956; Lottin Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siècles. Проблема самосознания в западноевропейской философии: От Аристотеля до Декарта. Theories of Cognition in the Later Middle Ages. Своими первоначальными представлениями о Разноречивость и немногочисленность этих источников делают весьма проблематичными попытки достоверного определения представлений о Слова ψυχή в значениях «дыхание», «жизнь», «Д. » близком к философско-психологическому пониманию » употреблялись уже Гомером. О различной судьбе XI «Одиссеи», написанной с позиций др. XI 36-37к-рые после вкушения жертвенной крови животных узнают Одиссея и беседуют с ним о событиях прошедшей жизни. На формирование и развитие античных философских учений о В оде Пиндара «Острова блаженных», по мнению Гаспарова, присутствует «самое раннее в греческой литературе выражение учения о переселении душ. Пиндар представляет значение слова душа загробный мир трехчастным: это как бы ад «муки, на которые не подъемлется взор» - ст. Геродот в «Истории» ошибочно объяснял широко распространенное среди пифагорейцев учение о бессмертии и переселении Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент.



COPYRIGHT © 2010-2016 dukhan.ru