Уроки словесности в 5 классе

Но есть немало и новых игр, которые открывают богатства языка и позволяют понять важнейшие свойства произведения словесности. Вот некоторые из них. Метаграммы Метаграмма от греч. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине или конце слова: он - тон - стон, заменяться другой: зайка - байка - гайка - лайка - майка - пайка - сайка - чайка - шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок - прок - срок - урок - курок - зарок - жирок - морок - порок - сурок - широк - огарок - окурок - окорок - подарок и т. Можно составить лесенку: каждое уроки словесности в 5 классе слово на одну букву длиннее предыдущего: о - он - сон - слон - салон - заслон. С помощью метаграммы можно составить цепочки слов. Например: превратим кота во льва. Ответ: кот - лот - лов - лев. Как превратить маму в папу? Как из мышки сделать кошку? Уроки словесности в 5 классе найти в реке щуку? Как из ночи сделать день? Как из муки испечь торт? Как превратить сушу в море? Как мячом забить гол? Как на коня надеть узду? Как миг превратить в год? Шарады Шарады от франц. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений перифразова затем - значение целого. Например: Первый слог - лоб. Второй - сто лет. Целое - разумное существо. Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили в XVIII в. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором: Едва приметный червь, но для мехов опасный, - Есть первое мое. А поэт и комик-чародей Есть целое шарады сей. Приведем примеры шарад, которые можно предложить на уроке. Если вы соедините две ноты, можете сварить суп. Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова. Начало в церкви раздается, Кусает больно нас второе, А вместе это обернется Народной русскою игрою. Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в сказке. Ответы: фасоль, удочка, хоровод, фантазия. Но самое интересное - не фронтальное загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Для этого заранее предлагается группам командам учеников найти в словаре 5 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. На уроке команды коллективно сочиняют шарады. Конечно, надо показать, как это делается. Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: "Первое - местоимение, второе - прохлада, целое - дерево". А можно представить шараду в виде предложения: "Местоимение первое наслаждается вторым прохладой под целым деревом". Еще пример - слово шар-а-да: "первое - круглый предмет, второе - союз, третье - утверждение, целое - игра". Слово победа можно загадать в такой шараде: "К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого". И затем команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание - 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов. Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады: балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь. Бестолковый словарь В этой игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова. Приведем несколько определений Кнышева: Доходяга - процветающий уроки словесности в 5 классе Речушка - уроки словесности в 5 классе доклад Напасть - намордник Подорожник - повышение цен Сдержать слово - промолчать Выдающаяся личность - невеста Драпировка - отступление Школьники найдут в настоящем толковом словаре слова, которые можно включить в бестолковый словарь. Работа проводится индивидуально или группами. Кто остроумнее составит одно определение за минуту - определит жюри. Победителю вручается приз, а придуманные ребятами определения стоит записать в журнал творческих работ. Палиндромы Палиндромы от греч. Возможны предложения-палиндромы: Дорог тот город. Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели. Я иду с мечем судия ДержавинА роза упала на уроки словесности в 5 классе Азора Аргентина манит негра Разновидность палиндромов - слова, которые при чтении справа налево имеют другое значение: топор - ропот, нос - сон, ворон - норов, колесо - оселок, огород - дорого и другие. Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше слов- палиндромов, а если удастся - сочинят предложения- палиндромы. Омонимы и многозначные слова Каждый участник уроки словесности в 5 классе заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего - угадать это слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой. К примеру, задумано слово банка, которое имеет такие значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля; подводная отмель. Один скажет: на столе, другой - в море, третий - в поликлинике, четвертый - в шкафу, пятый - в магазине. Что с ним делают? Вот лишь несколько омонимов: баба, бабка, балка, банка, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро. Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом. Например, слову глава можно дать определения: "Старинное название одной из частей человеческого тела. Можно увидеть в городе или в селе. Есть в романе и учебнике". Вот пример того, как это сделал Я шепчу: - Товарищи. Уроки словесности в 5 классе мои товарищи по домам расходятся, потому что, может быть, в мнениях расходятся, в том, что чудо может быть. Пусть восьмиклассники попробуют сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами: не мой - немой, ворон - вон он, совсем - со всем, не мел - онемел, рассказал уроки словесности в 5 классе раз сказал, сосна - со сна; подрожать - подражать, надо есть - надоесть, полосы - пол-осы, тоже лаю - то желаю. Ребята и сами найдут много уроки словесности в 5 классе подобных слов. Можно поиграть разными значениями слов: не везет нет удачи - не перемещает предметверно преданно - вероятнодорогой любимый - имеющий высокую ценунаступил о времени январь, праздник - на что-толицо физиономия - человекперевести с одного языка на другой - истратитьпочитать уважать - читатьзасыпать погружаться в сон - уроки словесности в 5 классе чем-нибудь сыпучим, вопросаминапасть беда, неприятность - броситьсяпечь существительное - глаголперерыв существительное - деепричастие. Уроки словесности в 5 классе омонимами можно составить загадки. Например: "Какими нотами нельзя записать музыку? Восьмиклассники подберут по словарю омонимы и предложат команде соперников свои загадки. Можно использовать специальный "Словарь омонимов русского языка", составленный Ахмановой, если же такой словарь отсутствует, - обычный толковый словарь. Для начала приведем несколько омонимов: мир, ворот, глава, журавль, кисть, класс, ладья, лист, мандарин, наречие, операция, пар, ручка, свет, соль, союз. Существует немало "хитрых вопросов", шуток, основанных на омонимии или сходстве звучания слов. Например: "Когда лошадь покупают, какая она бывает? Что получится: три, три, да три? Школьники сами могут составить подобные загадки. Паронимы Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу. Чаще всего у них имеется общая производящая основа чужой - чуждый, героизм - геройство. Игра состоит в том, что от каждой команды выделяются "эксперты", которые должны за 1 минуту объяснить значения предложенных слов и придумать с ними словосочетания или предложения. За правильный ответ - очко, за неправильный или отсутствие ответа очко снимается. Потом работает другая группа "экспертов". Выигрывает команда, получившая больше очков. Для подбора паронимов целесообразно использовать "Словарь паронимов современного русского языка" Архаизм - архаичность, боязливо - боязно, вдохновение - вдохновенность, великий - величественный, героический - геройский, глубинный - глубокий, горделивый - гордый, гуманистический - гуманный, далекий - дальний, действенный - действительный, деловитый - деловой, дерзание - дерзость, длинный - длительный, драматический - драматичный, единый - единственный, заплатить - оплатить, лирический - лиричный, надеть - одеть, обидный - обидчивый, обсудить - осудить, одинокий - одиночный, поза - позерство, поступок - проступок, самоуправление - самоуправство, скрытный - скрытый, тема - тематика, убедительный - убежденный, человеческий - человечный, эффективный - эффектный. Задача игроков - найти "лишнее" слово и объяснить свое решение. Например: алкать - желать - жаждать 2 - современное слово брань - война - битва 1 - архаизм оптимальный - наилучший - благоприятный 1 - заимств. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует уроки словесности в 5 классе в игре. Буриме Игра буриме от франц. В прошлом веке Александр Дюма, автор "Трех мушкетеров", организовал конкурс на буриме и даже издал книгу с лучшими произведениями его участников. Любили эту игру посетители светских салонов в старой Уроки словесности в 5 классе. Суть игры состоит в том, что ее участники сочиняют стихи на уроки словесности в 5 классе рифмы. Рифмы пишутся в правой стороне листка бумаги столбиком, а играющие вписывают слева от рифм стихотворные уроки словесности в 5 классе. Сочинять можно уроки словесности в 5 классе или группой. Те, чьи стихи окружающие или жюри признают лучшими, считаются уроки словесности в 5 классе. Возможно также дальнейшее соревнование тех, кто преодолел первый этап - четвертьфинал, полуфинал и финал. При этом с каждым разом уроки словесности в 5 классе усложняется: оговаривается сначала тема, потом размер стиха, наконец - применение определенных изобразительных средств языка. Для подбора рифм можно воспользоваться специальными словарями, вышедшими в последние годы: Абрамов Полный словарь русских рифм. Кроме того, рифмы можно взять из любого стихотворения или придумать самим, они могут быть перекрестными, смежными и опоясывающими. Акростих Акростих - это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих русского поэта конца XVIII - начала XIX в. Здесь, как в шараде, описано явление, которое названо начальными буквами строк. Пусть школьники отгадают эту загадку, а потом сами попробуют сочинить акростих. Довольно именем известна я своим; Равно клянется плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле, Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями не быть я создана. Викторина: произведение словесности Все участники каждой команды по очереди выступают в роли "экспертов", отвечая на заданный им вопрос. Можно установить время - 30 секунд для обдумывания ответа. За правильный ответ - очко, за неправильный или отсутствие от- стр. Игра может служить зачетом по теме. Учитель может подобрать другие тексты и предложить к ним задания. Кто автор уроки словесности в 5 классе как называется произведение? Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Улица моя тесна; воли мне мало. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою. Какова форма авторского повествования? Мы проходили через селения, разоренные уроки словесности в 5 классе, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Повествование от лица рассказчика - участника событий. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Повествование от лица "всеведущего" автора. Платов остался с обидою и уроки словесности в 5 классе дома на досадную укушетку, да уроки словесности в 5 классе все и лежал уроки словесности в 5 классе покуривал Жуков табак без перестачи. Какова форма словесного выражения и что это за эпизод? Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам уроки словесности в 5 классе. О каком эпическом произведении идет речь? Этот вопрос лучше задать не экспертам, а всей команде. В произведении показывается, как коллектив, где имеет значение каждый, способен выполнить самую трудную работу. Повествование о том, как двое приятелей похитили друг у друга сокровища. Скороговорка "Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет". Героиня этой истории, получив надежное средство от своего недуга, так и не сумела им воспользоваться. Назовите произведение, его автора и род словесности, к которому оно принадлежит. Какую роль играть приведенный отрывок в композиции произведения? По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Крутом шумел. Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг, Но дни бегут, бегут года - Им не сойтиться никогда! Обратитесь еще раз к отрывкам, приведенным уроки словесности в 5 классе предыдущем задании. Какую форму словесного выражения использовали поэты? Назовите по крайней мере три примера средств художественной изобразительности языка и объясните их значение в тексте. Кто автор приведенных стихов о родине? Что вы можете сказать об отношении поэта к родному краю? Стихотворения следует привести целиком. Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Обратитесь еще раз к стихам, приведенным в предыдущем задании. Какую форму словесного выражения использовали поэты? Назовите по крайней мере три примера средств художественной изобразительности языка и объясните их значение в тексте. Кто автор, как называется произведение и кто из героев произносит реплику? На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною - Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба? Сосульку, тряпку принял за важного человека! Уроки словесности в 5 классе теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище, - найдется щелкопер, бумагомарака, в уроки словесности в 5 классе тебя вставит. Чина, звания не пощадит, и будут все уроки словесности в 5 классе зубы и бить в ладоши. Пословицы на новый лад Двум командам дается задание - переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы: соединить половинки разных пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения. За каждую смешную и остроумную фразу команде начисляется очко. По одежке встречают, а протянешь ножки - провожают. Старость - не новость. Всяк кулик свое болото хулит. Нет порока в своем отечестве. За одним зайцем погонишься - двух уже не поймаешь. В едином строю, плечом к плечу, как сельди в бочке. Яйца от курицы недалеко падают. Тише будешь - дальше уедешь. На знакомый мотив В словесности иногда используется размер стиха интонация известного стихотворения для создания нового произведения. Это не стилизация уроки словесности в 5 классе не пародия, потому что автор не ставит цели обнаружить особенности стиля и высмеять их. Он просто вливает в готовую форму свое содержание, и это неожиданное сближение создает юмор. Так использовал Некрасов форму стихотворения Лермонтова "Казачья колыбельная" для сатиры. Вот отрывок из нее. Будешь ты чиновник с виду И подлец душой, Провожать тебя я выйду - И махну рукой! В день привыкнешь ты картинно Спину гнуть свою. Спи, пострел, пока невинный! Интересно предложить уроки словесности в 5 классе посоревноваться, кто сочинит наиболее интересный перепев известного произведения. Сижу я голодный в квартире уроки словесности в 5 классе. Вскормленный котлетами пес молодой - Мой шустрый приятель, махая хвостом, Для поисков пищи покинул мой дом. Дата обновления: 12 марта 2008. По ГОСТу РФ"Библиографическая ссылка" : Обновляемая база публикаций по вопросам литературы со свободным участием.



COPYRIGHT © 2010-2016 dukhan.ru